Интервью Станислава Бессонова газете «Зауралье».

Зауральский туризм способен стать полноценной частью экономики, локомотивом развития для глубинки. Об этом в пресс-центре Zauralonline состоялся разговор со Станиславом Бессоновым – членом областной Общественной палаты, руководителем туроператора «Бессонофф Трэвэл».

– Туризм для курганской экономики – не самое привычное направление деятельности. В каком состоянии туризм Зауралья находится сегодня, есть ли потенциал для его развития?

– Потенциал огромный, с учетом наших природных факторов, которые позволяют и отдыхать, и оздоравливаться: целебные озера, леса, рощи, сосновые боры. Есть возможности и для культурного туризма. У нас много храмов, а в них – почитаемых реликвий и памятников архитектуры, истории. Но если природные факторы представляют интерес на уровне федеральном и международном, то культурно-исторические по уровню и значению объектов заинтересуют, скорее всего, жителей Урала и Казахстана.

Потенциал-то огромный, но инфраструктура по приему туристов пока что отстает. Гостиницы у нас в основном сосредоточены в Кургане, а в тех местах, куда мы хотели бы возить туристов, с отелями сложно. При монастырях, конечно, сейчас строятся гостиницы, но они больше к общежитиям для паломников относятся, а мы все-таки стоим на позициях туризма. Нужен определенный уровень комфорта, за который люди готовы платить. Кроме того, должны разумно сочетаться цена и качество, а это, к сожалению, у нас в области тоже не всегда есть.

Часто мы слышим: «Все уезжают в Египет, Турцию, а нужно, чтоб у нас в Курганской области отдыхали». Я считаю, что сравнивать с Турцией или Тайландом Курганскую область невозможно, у нас нет моря, нет субтропического климата. Но со Свердловской, Челябинской областями сравниться мы вполне можем, а там много баз, санаториев, домов отдыха. И туда наши туристы с удовольствием уезжают отдыхать – на лето, на новогодние каникулы. За этих туристов – наших и живущих на территории соседних областей – мы вполне можем побороться, если создадим комфортные условия для отдыха.

– У нас нет моря и гор, но есть удивительной красоты места. Насколько сельский туризм может за собой потянуть инфраструктуру малых населенных пунктов?

– Это направление довольно перспективное и в последнее время востребованное. Мы это видим по своим продажам. Сначала я также не видел перспективы развития местного туризма, так как родился и вырос в Кетове, в сельской местности, в частном доме. Поэтому недооценивал интерес к нашим местам. Но когда я начал работать в этом направлении, я понял, что у людей такая потребность есть, особенно, что касается единения с природой. А ведь вырастают целые поколения людей, которые далеки от этого. Поэтому востребованы такие туры, где можно, например, пообщаться с животными, полюбоваться флорой, да и просто порелаксировать. У нас в Кетовском районе есть страусиная ферма и конное ранчо. На конное ранчо мы ходим со школьными группами не ради катания, и даже лошадки не пользуются особым интересом, ребятам любопытнее посмотреть на уточек, куриц, которых можно покормить. И дети, и взрослые – в полном восторге. Вроде бы, что такого, обычная курица. Но экзотических птиц и животных городские люди, скорее всего, видели в зоопарке, а местную-то фауну – нет. Такие поездки пользуются большим спросом. Как интересует охотников и охотхозяйство «Камаганское», где разводят фазанов и кабанов.

Большой плюс этого направления как раз в том, что оно помогает развиваться селу. Если в масштабах Курганской области рабочие места, которые при этом создаются, незаметны, то для деревни это очень значимо.

– У нас есть замечательное озеро Горькое у деревни Узково в Куртамышском районе. Там весь Курган круглое лето купается. Но условия, прямо скажем, спартанские. Если бы что-то было сделано для развития этого места отдыха, местные жители тоже могли бы на этом зарабатывать.

– Меня тоже всегда удивляла непредприимчивость местных жителей. Хотя в последние годы ситуация начала меняться: появляются кемпинги, передвижные кафе, урны для мусора. И сельчане начинают продавать картошку, пирожки. Если бы эти услуги вовремя начали развиваться, сейчас, наверное, там мог бы уже вырасти курорт. Поэтому и нужна какая-то инициатива извне, профессионалы отрасли должны помогать сельчанам проявлять инициативу.

Помимо Горького, у нас много целебных озер в юго-западном направлении: Кургамышский, Альменевский, Щучанский, Сафакулевский районы. На границе Куртамышского района есть вообще очень интересное место: три озера на небольшом расстоянии друг от друга, 200–300 метров: соленое, щелочное, пресное. Туда дикарями люди ездят, никаких признаков благоустройства нет. А если построить между озерами базу отдыха, практически как у Ершова в сказке «Конек-гобунок», место можно позиционировать: в трех водах искупался – и помолодел.

Есть еще замечательное озеро Шамиля в Сафакулевском районе, его свойства относительно недавно были открыты, в конце 90-х. Оно может стать для Зауралья вторым Медвежьим – по составу солей, по грязи практически не уступает. Наши челябинские соседи почему-то быстро об этом узнали – из Магнитогорска и других соседних городов уже тысячи людей приезжают, отдыхают дикарями.

Проблема этих озер – в удаленности от трасс, к большинству из них несколько километров надо добираться по проселочным дорогам. Кроме того, большинство озер расположено в районах, которые до сих пор не газифицированы. А в двадцать первом веке сложно конкурировать с ведущими санаториями Урала, отапливаясь углем или брикетами.

– А что еще сдерживает развитие малого туризма?

– Ошибочно, я считаю, муниципальным образованиям ориентироваться на создание отдельных программ по развитию туризма. Мне очень нравится, как подходят к туризму в Кургане. Программа «Любимый город», по сути, не по туризму, он входит в нее одним из блоков. Там еще и мероприятия по благоустройству, и они все взаимосвязаны. В районах же туризм если и рассматривается, то в отрыве от действительности. А мы должны понимать, что нужно наложить карту развития туризма на карту дорог, газификации – все это должно стыковаться.

Еще одна проблема, которая мешает нам выходить на региональный и федеральный уровни – часть туризма в области нелегальная. По федеральному законодательству, реализовать пакетные туры могут только туроператоры, их в Курганской области только три. У фонда «Сапсан» узкая направленность, он привлекает охотников. Массовым туризмом занимаемся мы и «Go! Touristic», но у них туризм в большей степени выездной, на Крым, Краснодар.

У нас есть фирмы, которые организуют туры и на Урал, и за пределы области, но без лицензии. Соответственно, контроля качества не ведется, стараются на всем сэкономить. Это влияет на качество и восприятие туриндустрии Курганской области нашими соседями, в первую очередь турфирмами, которые не будут предлагать подобный продукт своим клиентам. Второй момент: если у нас появляются базы отдыха, коттеджи, они, как правило, не оформляются юридически, сдаются как жилой дом. Мы сейчас работаем по нескольким объектам, помогаем им легализоваться, но тем не менее есть еще достаточно много объектов, которые могли бы приносить пользу владельцам и туриндустрии региона, но пока выпадают из рынка.

– Возможно, проблема именно в подходе к самому пониманию туризма – это все же приносящая доход отрасль экономики, или туризм – это краеведение?

– У нас пока с этим пониманием сложно. На основной территории области туризм не отличают от краеведения. Так, во время презентации одного из районов туристического потенциала рассказывали, что у них есть могилы Героев Советского Союза, есть красивые ручейки и речки. Это замечательный потенциал для краеведения, можно детям рассказывать историю родного края. Но сделать из этого продукт, который можно продать, просто нереально. Мы готовы помогать специалистам в районах, чтобы выявить потенциал, который поможет в пополнении бюджетов, предоставить дорожные места. Готовы вместе с ними разрабатывать дорожные карты, чтобы потенциал развивался. И, соответственно, готовы возить туда туристов.

– Кстати, и возите. Вы же показываете людям уникальные природные объекты.

В прошлом году у нас появилась новая экскурсия – на грязевой вулкан рядом с деревней Ерохино в Юргамышском районе. Это летняя экскурсия на природу, с пикником у излучины реки Юграмыш – там очень красивые места. Деревня затерялась в глуши Юргамышского района, и там – просто тишина, можно слушать кузнечиков, пение ветра, отдохнуть от суеты. И природное явление уникальное: с глубин земли пробиваются голубая, бурая глины и ведут активную вулканическую деятельность, особенно в дождливое лето. Подобные явления есть еще в Тамани, но там это – масштабный проект. У нас же и к вулканам походить не очень удобно, надо бы сделать мостик или беседку. И найти эти грязевые вулканы непросто, нужны указатели. Это стоит недорого, району, думаю, вполне под силам. Туда бы с удовольствием поехали туристы, нужны минимальные вложения.

Есть и другие объекты, где вкладывать надо больше, – например, Аркаим, где все плохо с дорогой. Хотя Белозерский район – это практически один цельный археологический памятник. Когда едем по Белозерской трассе к Ачикулю, можем увидеть большой курган, и у деревни Скаты – три больших кургана. В районе Боровлянки – большая гряда остатков фортификационных сооружений, где были поселения. Экскурсии проходят при поддержке археологов, мы будем заезжать в лагерь археологов, можно даже будет им помочь вскрывать слой. Можно даже будет прикоснуться к истории в прямом смысле – там находят очень много старинных черепков. При этом наш опыт показывает, что местные жители не знают об уникальности этих мест.

Множество исторических стоянок и в Кетовском районе. И я думаю, что если они будут привлекать потоки туристов, это будет способствовать сохранению подобных объектов в местах, где ведется активная застройка.

– Отношение к региональному туризму меняется?

– Безусловно. И у людей, и у органов власти, и у турфирм, которые поняли, что зарубежный туризм – довольно рискованный, и больше обращают внимание на наш внутренний. И у населения появляется все больше интереса к турам выходного дня, к малому туризму. И школы, вузы, все активнее участвуют в экскурсиях, внеклассных занятиях, поездках по Курганской области. И бизнес, соответственно, реагирует, появляются новые интересные объекты.